Четвертый день — День общественного экологического контроля

Подробнее о программе обучения можно почитать: День 1, День 2, День 3, День 4, День 5., День 6.

Координатор #МосЭко / #РосЭко Михаил Антонов вместе с Иваном Резниковым, экспертом проекта #ЭкоПраво, подробно раскрыли правовое содержание деятельности общественного экологического инспектора:

  • Правовой статус ОЭК и общественных экологических инспекторов;
  • Сфера деятельности ОЭИ. Фиксация признаков правонарушений;
  • Экологические правонарушения и юридическая ответственность.

Информации много, информация сложная, и главное очень редкая!

Так получилось, что существует очень мало исследований и экспертов в этом вопросе, а если точнее — их единицы. Всё, что есть — в основном методички, подготовленные правозащитными организациями.

Тема эта в курсе — основа основ, в которой содержится суть этого института ОИЭ.  Без знания которой теряется просто весь смысл. И пока у нее нет устойчивого восприятия в обществе.

Ну и как обычно, в работе нам помогли наши Экографики, как экоправовые, так и из Экосправочника москвича. 

Давайте пройдемся по содержанию лекций по порядку.

  1. Экологические Правонарушения

Лекцию сразу начали с того, что предупредили, что в законе написано много хорошего и важного, но правоприменительная практика иногда идет по другому пути. Есть коллизии, есть пробелы, есть правовой нигилизм. И в некоторых вопросах мы можем лишь развести руками. Но сегодня наша цель — учиться, впитывать знания, формировать картину мира, а не давать оценку тем или иным событиям. Тут уже задача для ОНФ — создавать общественный резонанс и готовить общественные предложения по улучшению законодательства.

Разбираем составы, даем общую картину, рассказываем, что «экологические правонарушения» выходят за пределы специальных разделов КоАП и УК РФ, есть и составы, в которых окружающая среда выступает дополнительным объектом, влияние на который оказывается со стороны лица, совершающего противоправное деяние.

Основные моменты:

  • Привлеченных к уголовной ответственности за экологические преступления крайне мало, в основном дела переквалифицируются в административные;
  • Для привлечения к ответственности достаточно факта совершения правонарушения, вину устанавливать нет необходимости;
  • Московский КоАП куда богаче, чем федеральный;
  • Правоохранительные органы не всегда разбираются в сущности экологического законодательства;
  • Есть много «мертворожденных» или не применяемых норм. Например «Экоцид» — красивая статья, которая добавлена в УК в рамках присоединения к международным договорам.
  • Как уже писали, в функционале инспекторов есть задача запрашивать информацию — есть статьи, устанавливающие ответственность за непредоставление таковой.
  • Штраф за правонарушение не является средством компенсации экологического вреда. После одного суда, необходимо подавать второй иск о компенсации ущерба.

Информацию давали максимально подробно, чтобы сформировать у слушателей комплексную картину юридической ответственности за экологические правонарушения.

Экографики:

Экологические правонарушения

Возмещение вреда окружающей среде

Открытость экологической информации


Правовой статус ОЭК и общественных экологических инспекторов

Разобрали:

  • специфику и различие общественного контроля и ОЭК;
  • историю вопроса в СССР и РФ;
  • права и полномочия граждан и организаций.

Оказывается, история ОЭК берет свое начало еще во времена Российской Империи, и такими полномочиями было наделено Московское общество испытателей природы, действующее до сих пор.

В советское время действовали организации, добивавшиеся колоссальных успехов, которые могут казаться невероятными в наше время!

Среди них:

  • Общественные инспекции охраны природы Всероссийского общества охраны природы и ООП союзных республик;
  • Дружины охраны природы ВУЗов, которые вели борьбу с браконьерами, устраивали операции “Ель”;
  • Зеленый Патруль;
  • Голубой патруль — детско-юношеская организация, осуществляющая содействие ОЭК в части охраны водных объектов и рыбного хозяйства, спасали мальков.

В то время общественные инспектора могли составлять протоколы о правонарушениях, проверять документы у нарушителей, доставлять их в органы правопорядка. А статус их был закреплен в соответствующих кодексах.

Правом на общественный экологический контроль обладают у нас:

  • Граждане
  • Общественные организации
  • Садово-дачные кооперативы
  • Профсоюзные организации
  • И собственно общественные инспекторы по охране окружающей среды.

У всех этих субъектов разный объем полномочий.

Но ключевое отличие прав организаций от граждан — это то, что граждане могут запрашивать экологическую информацию только в месте проживания, а организации — вне зависимости от места нахождения, и спрашивать также о принятых природоохранных мерах.

Про полномочия ОЭИ также писали в предыдущих постах.

Экографика: Общественный экологический контроль


Сфера деятельности ОЭИ. Фиксация признаков правонарушений

Здесь уже неоднократно писал, что, фактически, в рамках тех возможностей что есть, функции ОЭИ:

  • Содействовать органам государственного экологического контроля, правоохранительным органам и инспекторам смежных областей в проведении плановых и внеплановых мероприятий в качестве волонтеров, свидетелей, понятых.
  • Проводить самостоятельные общественные мониторинги, контрольные прогулки и участвовать в экологическом добровольчестве.

В соответствии с законом, основная задача ОЭИ — это производить фото- и видео-фиксацию признаков экологических правонарушений и принимать меры по обеспечению сохранности доказательств.

Здесь мы рассказали о видах, методах и приемах криминалистической фотосъемки. Здесь нам очень помог Виктор Бирюков как бывший сотрудник правоохранительных органов и человек, непосредственно участвовавший в создании экологической милиции в Москве.

Уже об этом очень неоднократно писал — к сожалению, многие активисты не умеют правильно фотографировать проблемные объекты. Часто сталкиваемся с фотографиями, на которых нельзя разобрать, есть факт нарушения или нет, место совершения правонарушения и т.д. Это очень осложняет работу государственным инспекторам, которые по вашему обращению выезжают на место с целью проверки информации о нарушении. Да и не только им! В ОНФ часто поступают обращения, на которые без слез не взглянешь. А люди потом еще и обижаться начинают. Наша задача — это исправить!

Также поговорили о составлении акта — итогового документа мероприятий ОЭК, в котором фиксируется информация о признаках экологического правонарушения, и на основе которого которого составляется обращение, адресатом которого становится ДПиООС и ОНФ Москвы!

Касательно московской специфики и отправки обращений по тем или иным нарушениям демонстрировали инфографические материалы #ЭкологическийСправочникМосквича! Все в наглядной форме для москвичей;)

ЭкоГрафика: Фиксация правонарушений

Больше фотографий с четвертого дня обучения (галерея кликабельна):

One thought on “Курс подготовки общественных инспекторов: День 4”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *