Вчера Владимир Путин встречался с членами Совета по правам человека и развитию гражданского общества, где традиционно прозвучали вопросы охраны окружающей среды.
Публикуем для вас полную видеозапись
и небольшой комментарий об обсуждении на заседании Совета от координатора #РосЭко Михаила Антонова:
Евгений Бобров поднял наиболее злободневную тему — это обращение с отходами. Напомню, что в конце августа СПЧ проводил аж 7 часовое заседание по этому вопросу!!! В своем выступлении Бобров резюмировал консолидированную позицию касательно строительства мусоросжигательных заводов и нарушению прав граждан на участие в принятии решений по данным объектам.
Евгений Александрович в очередной раз отметил, что уделяемый строительству МСЗ «приоритет» не соответсвует иерархии приоритетов госполитики в сфере обращения с отходами, где сжигание находится на последнем месте, мораторий на строительство новых и вывод из эксплуатации заводов по сжиганию на западе, и главный факт — что «у них там, в развитых странах»(с) отходы уже разделены, выделены на полезные и опасные фракции, и на решетку или в котел уже отправляются «хвосты», те остатки, которые нельзя переработать!!! И, наверное, наиболее главный аргумент — что у нас в стране уже и так энергопрофицит, и у нас наоборот есть стратегия энергоэффективности!!!
В качестве альтернативы он привел переработку вторсырья в полезные товары и основной метод его получения — раздельный сбор отходов. Самая главная мысль, которая была озвученна — что нужно три!!! 3!!! контейнера. А не «5 в каждом углу»(с), в соответствии с распространенным стереотипом. Три контейнера нужны для «вторсырья» (банок, бутылок, бумаги), «Неперерабатывамых отходов» (обычного мусора) и органики (пищевые отходы, порубочные остатки и т.д.). Отдельно необходима система сбора опасных отходов — ламп, батареек, химии, лекарств и т.д. (смотрите нашу инфографику об организации раздельного сбора)
Даже если будут ручные сортировочные ленты на предприятиях для смешанных отходов, то на них все равно больше 10-20% вторсырья не извлекается, говорят специалисты. Хотя, можно переработать 70% содержимого мусорного ведра. А про батарейки, химию и лампы тем более речи не идет. Есть, конечно, специальные барабаны, но в них опасные отходы тоже не вытащишь. И пока выход — это создание доступной инфраструктуры для населения.
Коммерсантъ охарактеризовал реакцию Владимира Путина как «сомнение в безальтернативности сжигания». Президент подчеркнул, что ранее, по его мнению, вопрос можно было решить на региональном и местном уровне, но проблема действительно федерального масштаба. Я был на парламентских слушаниях в ГосДуме, где представители регионов озвучивали целые «короба» проблем. К слову, эксперты «Общероссийского народного фронта» отмечают, что поручения в сфере экологии и, в частности, стимулирования раздельного сбора не выполняются.
И тут действительно нужно управленческое воздействие сверху. Правда разные министерства пока договориться не могут, но это отдельный вопрос. И главное что Владимир Путин заявил о готовности рассмотреть более экологичные альтернативы.
Добавлю, что в выступлении Боброва не прозвучало, наверное, главное — это позиция граждан по вопросу раздельного сбора. Президент отметил: «Вы сказали, что нужно прекратить сейчас строительство вот этих заводов по сжиганию, пока мы не научим людей отдельно собирать различные виды отходов. А когда мы их научим? Как это будет долго продолжаться?».
Евгений Александрович, видимо, более этичен, в отличии от Станислава Кучера, он не позволил себе перебивать президента, а после не стал отнимать время у коллег. Но он мог бы привести данные упрямой статистики: 57 процентов россиян готовы начать разделять домашний мусор, если у них в городе появятся бачки под разные виды отходов. Еще 6 процентов уже разделяют отходы дома и сдают на переработку, показал опрос «Левада-центра», проведенный по заказу «Гринписа» в 2016 году. По данным опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июле этого года для проекта «Тасс +1», число россиян, предпринимающих какие-либо действия по раздельному сбору отходов, составило 22%. Согласно опросу, основной причиной непопулярности раздельного сбора отходов среди россиян является неразвитость экологической инфраструктуры. Об отсутствии в районе проживания мест по сбору опасных отходов, таких как лампочки и батарейки, сообщили 79% опрошенных, об отсутствии специальных контейнеров по раздельному сбору мусора сообщили 63% россиян. При этом среди тех, кто указал на недостаток контейнеров, подавляющее большинство (84%) заявили о готовности ими пользоваться.
По данным сентябрьского опроса ФОМ, на вопрос «Вы в принципе готовы или не готовы сортировать свой мусор, если специальные контейнеры будут стоять на вашей улице?», 92% ответили — «Да».
Надеюсь, пока члены Совета ехали в автобусе вместе с Президентом, у них еще была возможность обсудить эту тему более детально.
Моя же личная позиция, как уже ранее говорил: давайте сначала переработаем то, что можно переработать, а потом с тем, что останется — с «хвостами» — решим, захороним или сожжем.
С текстовой версией обсуждения можно ознакомиться здесь